Перейти к содержанию
  • Серебряная душа и золотые шары: почему «Гинтама» стала самой популярной комедийной мангой

    Сортирный юмор, высокие чувства, нарушение всех возможных правил и аниме-адаптация, которая всё это вывела на новый уровень.

    «Гинтама» — уникальная комедийная история, которая долгие годы была однозначным лидером в своей стезе. Оригинальная манга издавалась в журнале Weekly Shonen Jump и сумела пережить современников вроде «Наруто», Bleach, To Love-Ru и всех остальных, разве что кроме бесконечного One Piece. К тому же продажи в 55 миллионов экземпляров на удивление большие для жанра.

    Аниме-адаптация оказалась не менее успешной: сразу четыре места в топ-10 на Myanimelist занимают разные сезоны сериала, да и в опросах «Гинтама» стабильно отмечается на первом месте как лучшая комедия. В прошлом году наконец-то вышел финальный аниме-фильм по франшизе, так что самое время полноценно разобрать историю.

    eb4c9182-f0a5-52ef-9ec1-1dac89b17590

    Обычно «Гинтаму» представляют как смесь абсурдистского юмора и внезапных ситуаций, примерно как на картинке выше. Но у любой истории должно быть какое-то адекватное объяснение событий, правильный контекст, при котором весь этот хаос можно будет просто понять. Должна быть такая трактовка и для «Гинтамы». Наверное.

    Начинать разбор всегда нужно с истоков. В данном случае, с автора манги-первоисточника.

    Талантливая, но своевольная горилла

    Мангаки зачастую предстают перед фанатами в образах животных или волшебных существ. Обычно этот момент списывают на то, что авторы просто очень стеснительные и не хотят впускать посторонних в личную жизнь. Но есть и другое объяснение: обычным людям практически невозможно пережить адские условия труда, где нужно постоянно выдавать тонны рисунков.

    Кто сказал, что Хирому Аракава («Стальной алхимик») в реальности не корова, а Пару Итагаки (Beastars) — не курица? В том, что Хирохико Араки («Невероятные приключения Джоджо») на самом деле нестареющая фея из параллельной реальности, уже практически никто не сомневается. В любом случае, автор «Гинтамы» Хидэаки Сорати предстаёт перед фанатами в образе гориллы, и читателям остаётся только верить ему на слово.

    7308025a-2389-53c6-990a-cf4aa7d0a25e

    Горилла-сан отучился в университете на маркетолога, но дальше по этому пути не пошёл. Всё-таки неудобно ежедневно одеваться в строгие костюмы и ехать куда-то рано утром. Лучше взять работу на дому, где ты сам себе господин и можешь вести себя как угодно. С большим рвением он принялся за дело, но оказалось, что жизнь художника не так уж проста.

    Цитата

    Рисовать пером и чернилами слишком муторно. И бэкграундами заниматься лень. Боже, как же трудно быть мангакой. Даже жить так влом… Вот бы стать чизкейком.

    Горилла
    разочарованный автор

    Но, несмотря на все неприятности, он продолжал бороться с ленью и подавать на разные конкурсы свои короткие истории. Одну из них, мангу об ангелах «Одуванчик» (Dandelion) приметили в журнале Weekly Shonen Jump. Молодого автора доверили новому и неопытному редактору по имени Ониси.

    Ониси решил побыть добрым начальником и посоветовал своему подопечному писать о том, что он знает лучше всего. В ответ редактор получил историю о девушке, которой жизненно необходимо постоянно ковыряться в носу. Быстро осознав ошибку своего подхода, Ониси решил гораздо активнее участвовать в процессе создания.

    a2158e9a-6056-5d71-9d74-908a2918cabe

    В тот период как раз должен был выйти сериал о Синсенгуми, военно-полицейском отряде, который существовал в 1863-1869 годах. Японцы всегда любили исторические драмы, и Ониси предложил воспользоваться темой, которая скоро снова должна быть у всех на слуху. Горилла долго спорил и препирался — у него уже были неудачные рассказы в историческом жанре, да и образование маркетолога подсказывало, что гораздо прибыльней плагиатить «Гарри Поттера». С оригинальными книгами и фильмами мангака знаком не был, но это уже мелочи.

    Чутьё автора действительно не подвело: много лет спустя в Weekly Shonen Jump вышла манга Mashle, пародия на «Гарри Поттера» от Хадзимэ Комото, которая моментально взлетела в чартах продаж. Но бедняге Хидэаки не позволили нажиться на истории заморского мальчика-волшебника и заставили придерживаться темы родной Японии.

    Творческий процесс затягивался: постоянно менялся уровень фантастичности сеттинга, основной сюжет переписывался раз за разом, главные герои меняли свою роль, характер и даже пол. Ониси хотел видеть более традиционную историю борьбы с монстрами, мангака же хотел её сильно осовременить. В конечном итоге в сеттинге смешались исторические события, ситуации современности, инопланетные захватчики и многое другое. Даже сам мангака не мог толком объяснить, о чём именно должна рассказывать история и почему она понравится читателям.

    Цитата

    webp

    webp

    webp

    webp

    Ранние наброски некоторых героев

    Единственное, что было понятно с самого начала, — по лёгкому пути эта манга не пойдёт. Даже само название «Гинтама» обычно переводят как «серебряная душа», но оно созвучно с фразой «золотые шары», которой обозначают мужские гениталии. Мангаке нравилось представлять себе сценку, где несколько школьниц шушукаются между собой в магазине: «А ты уже видела „Гинтаму“ на этой неделе?»

    Одним словом, Горилла был в восторге от собственной идеи. К его огромному удивлению, редактор тоже загорелся таким названием. Каким-то чудом ему удалось отстоять мангу на совещаниях и протащить до публикации. Но далеко не все разделяли радость от этого факта. Когда главному редактору перед публикацией принесли экземпляр первой главы, тот сказал: «Ну ничего, автор молодой, будет у него ещё второй шанс». Но манге таки дали зелёный свет, и это было главным.

    Начало длинного пути

    За свои пятнадцать лет публикации «Гинтама» не раз успела поменять направление и даже в определённой степени жанр. Разные читатели называют свой «лучший» отрезок истории и не обязательно любят остальные части. Даже простой вопрос о том, с какой главы «Гинтама» становится той самой, многими любимой мангой, вызывает споры среди фанатов (правильный ответ — с первой, конечно же).

    626d6910-dc2c-534b-bb00-17bc7686cdb2

    Для простоты начнём с сеттинга, главных героев и первых глав истории. События манги происходят в параллельной Японии XIX века. Если в реальности к берегам страны прибыла американская эскадра коммодора Мэтью Перри с требованием открыть страну для торговли, то в мире «Гинтамы» их место заняли инопланетяне «аманто».

    Правительство быстро поняло неравенство сил двух сторон, предложило доступ к своему рынку и мирный договор. Номинально власть осталась у сёгуна, но по факту страной стали править пришельцы. Самураи такому повороту событий не обрадовались и организовали масштабное восстание. После двадцатилетнего противостояния пришельцы одержали верх, а правительство предало своих граждан и казнило самых буйных повстанцев.

    a4a97153-41d8-5256-969a-6e18138d8b48

    Саката Гинтоки, главный герой истории, как раз из потерянного «поколения самураев». Ему пришлось сменить свою стальную катану на деревянную, а сражение с врагами на затяжные баталии в игровых автоматах. Вечерами бывший воин любит выпить, — либо обмывая выигранные деньги, либо оплакивая проигранное.

    Одним словом, для сёнэна это не очень привычный герой — всё же нечасто увидишь ленивого мужика со взглядом дохлой рыбы на первом плане подростковых историй. Но с целевой аудиторией сходство у Гинтоки однозначно есть: он любит сладкое, читает «Джамп» и не хочет брать на себя какую-либо ответственность. Подобно тому, как мать выталкивает школьника на учёбу, старуха Отосэ заставляет Гинтоки найти работу и оплатить наконец просрочку по квартире.

    ac2341fa-4577-5eea-b26b-be6d318e798d

    С самого начала «Гинтамы» видна неоднозначность главного героя и мира, в котором он живёт. Саката Гинтоки избивает наглых пришельцев, которые издеваются над бедным кассиром из кондитерской. Но вместого того, чтобы взять на себя ответственность, он банально сбегает, после чего кассир остаётся без работы, да ещё и под подозрением полиции.

    А ведь Симура Синпати пытался заработать денег для восстановления додзё своего отца. Дальше его сестру Таэ за долги забирают в нелегальный ночной клуб, где работницы должны оказывать сомнительные услуги. В итоге Гинтоки всё же помогает вызволить сестру, а Синпати в благодарность переходит работать к нему помощником.

    Что касается Таэ, она устраивается уже на легальную работу хостесс в баре. Тоже далековато от восстановления додзё, но хотя бы не работа по принуждению. Всё же вместо «хэппи энда» большинство людей в городе получают только ворох новых проблем на место старых.

    a0c31809-49a0-5a48-82dc-31fc5a43347f

    Каждая история должна чему-то научить читателей. Даже главы здесь называются «уроками», а заглавия разнятся от «Не носите бумажник в заднем кармане» и «Нужно уметь отступать» до «Беременность нужно планировать заранее». Конечно, названия вроде «Море солёное потому, что вы все в него писаете» далековаты от истины, но Горилла явно пытается быть полезным. И порой он уходит в совсем пространные размышления, как в 340-й главе:

    Цитата

    Значит, во втором сезоне «Побега» герои уже сбежали из тюрьмы, но название обретает новый смысл, если понять, что всё наше общество — это тоже тюрьма.

    Дальше по истории в помощники Гинтоки набивается девочка-подросток Кагура. Она из древнего клана инопланетных бойцов Ято, которые носят одежду, подозрительно похожую на традиционные китайские наряды. Кагура от скуки прилетела на Землю — всё-таки порядком надоедает есть целыми днями один рис. Теперь она может есть такие деликатесы, как рис с яйцом и соевым соусом.

    99b5a238-f7e4-5fbd-a94c-6f300498bd08

    Кагура пытается начать новую жизнь и сдерживать свою нечеловеческую силу, но получается это с переменным успехом. Девуша находит себе под стать огромного пушистого пса Садахару. Тот либо очень любит своих новых хозяев, либо пытается их съесть. В любом случае, скучать с ним не приходится.

    Нас быстро знакомят с троицей главных героев и их питомцем. Вместе они — «Ёродзуя», агентство мастеров на все руки, которые готовы помочь любому желающему за умеренную плату. Правда, в значительной части случаев от их «помощи» ситуация станет только хуже, но заказчики сами виноваты. Ведь кто в здравом уме будет ожидать позитивного результата от этой команды оболдуев?

    7b5a897e-7c04-55bd-ae7b-67a70accfe17

    После первых глав рейтинг «Гинтамы» в журнале был довольно низким. Зрителям было трудно понять, чем должна быть интересна манга о безалаберных работниках, которые постоянно проваливают свои задания. Это была приключенческая комедия, где конфликты выглядят не слишком опасными, шуток не так уж много, а герои казались немного отталкивающими.

    Редакция даже подумывала о том, что мангу вскоре придётся закрывать. Но постепенно рейтинг начал ползти вверх, а когда наконец-то вышел в печать первый том, его моментально распродали. Мангака считает, что поворотным моментом стало полноценное появление в сюжете группе Синсэнгуми, которой изначально и собирались посвятить мангу.

    Отряд полицейских быстро запал в душу читателям и занял значимое место среди остальных героев. Это деревенские парни, которые переехали в столицу защищать общественный порядок. Только им разрешено носить оружие, и они пытаются лавировать между интересами граждан и инопланетных повелителей. В плане работы они — родственные души «Ёродзуи». Тоже зачастую делают мир вокруг только более беспорядочным.

    48a331c1-104c-5380-85bd-97378d43e62b

    Редактор же считал, что мнение читателей улучшилось благодаря сражениями на мечах. Чтобы выделяться на фоне сёнэнов своего времени, «Гинтама» отказалась от длинных названий секретных техник и закадровых объяснений ситуации в бою. Таким образом автору пришлось очень стараться в плане композиции фреймов и делать движения понятными без лишних слов. А читатели высоко оценили такие старания.

    Но, наверное, самым важным аспектом было то, что с каждой главой всё сильнее раскрывался мир произведения. Это была не просто череда независимых случаев, каждый из них раскрывал образ Эдо (старое название Токио) и его неординарных жителей.

    79423e11-bf22-53bb-9203-a78c4ed8f653

    «Ёродзуя» принимает заказы любых клиентов: с одинаковой вероятностью к ним может обратиться высокопоставленный чиновник или бедный торговец данго. Благодаря небольшим историям необычных людей город постепенно обретает свои очертания и становится знакомым читателю. Автор любит возвращаться к старым персонажам, постепенно давать им предысторию и обрисовывать круг знакомств.

    Причём даётся это ему настолько просто, что со временем попадаются главы, посвящённые людям, с которыми главные герои даже не знакомы. А протагонисты если и появляются в истории, то лишь на страницу-две и никак не влияют на сюжет. Именно благодаря огромной сети взаимосвязей «Гинтама» работает как продолжительная история, а не набор комедийных скетчей.

    Цитата

    Главный герой в «Гинтаме» — это каждый идиот, который живёт в этой манге.

    Саката Гинтоки
    главный герой (?) «Гинтамы»

    Ну и колоритность жителей тоже бросается в глаза. Практически каждый в этом городе по-своему безумен. Как тот же эксцентричный домашний террорист Кацура Котаро и его пернатый питомец Элизабет. Кацура, вероятно единственный, кто не замечает, что скорее всего Элизабет — взрослый мужик в птичьем костюме. Но настоящей дружбе такие мелочи не мешают.

    55426ffb-d215-5369-a952-1cbfcf10cca2

    Во многих персонажей автор вложил частичку себя. Например, главному герою достался пессимизм, лень и любовь к сладкому. Правда Гинтоки — красавчик и не набирает лишние килограммы, чего нельзя сказать о мангаке, которому приходиться целыми днями сидеть на пятой точке.

    Другим примером наследования героями черт творца можно назвать Кондо Исао, предводителя Синсэнгуми: ему досталась волосатая задница и душа гориллы. Ну а наследнику клана ниндзя Онивабан пришлось смириться с геморроем. Если вам кажется, что мы слишком зациклились на задницах, вам не кажется: просто это важная часть авторского метода. Сам он объяснял это так:

    Цитата

    Для меня показывать свою мангу людям — всё равно что показывать свой анус посреди людной улицы.

    Хидэаки Сорати
    автор

    Слишком глубоко закапываться в эту тему мы не будем и просто пойдём дальше.

    Благодаря хорошо обозначенным характерам героев и богатой предыстории, юмор в манге работает в разы сильнее. Когда здесь появляются пародии на известные франшизы, это не просто работа с отсылками, но ещё и способ раскрыть персонажей по-новому. Например, ненависть отца к парню своей дочери мангака показывает отсылкой к культовой манге о киллере «Голго 13».

    А в стиле «Тетради смерти» троица из «Ёродзуи» делит между собой суп набэ. Борьба за самые лакомые ингредиенты превращается в битву умов, где каждый действует в своём духе и пытается перехитрить противника. В результате глава получается не только уморительно смешной, но ещё и напряжённой.

    Постепенно читатели всё сильнее влюблялись в эту историю, а продажи стремительно росли. Всего на втором году публикации манга получила собственную аниме-адаптацию. И это моментально дало новый и очень значимый виток истории.

    Когда адаптация дополняет оригинал

    5b2d7ce0-6086-51fc-b9b0-8f518bcee997

    Аниме-версия «Гинтамы» досталась режиссёру Синдзи Такамацу и студии Sunrise. Пусть студия известна в первую очередь благодаря франшизе Gundam, в запасе у неё достаточно работ во всех жанрах. Такамацу и Sunrise раньше занимались комедией Kochikame — другой адаптацией манги «Джампа». Скорее всего, именно поэтому «Гинтама» попала к ним в руки.

    Создатели аниме прекрасно понимали сильные стороны первоисточника и сразу же решили делать на них упор. Они даже начали аниме с двух филлерных спешлов, в которых сразу показали всеми любимых героев. Такой ход был воспринят неоднозначно, и новичкам обычно советуют начинать просмотр с третьего эпизода.

    Пусть подобное начало нельзя назвать идеальным, оно показывает, что в Sunrise разу сделали акцент на главном — огромном касте разнообразных героев и их взаимоотношениях. И дальше внимание к ним становится только более очевидным.

    fc6160e7-3837-5449-8f33-57ad14fc984d

    Аниме дополняет оригинальную историю множеством мелких деталей, которые работают на образ живого и активного района «Кабуки-тё». Изменения можно увидеть только если внимательно сравнивать главу за главой, но они дают более объёмную картину. Мы видим небольшие сцены из быта разных героев, фрагменты их повседневной жизни и даже неожиданные знакомства, которых не было в оригинале. Так мир «Гинтамы» оживает гораздо быстрее, вместе с тем ни на йоту не меняя сути историй.

    В Кабуки-тё крупные торговые центры соседствуют с небольшими забегаловками, а возле элитных заведений есть закоулки, куда лишний раз заходить не стоит. Аниме берёт многие детали из более поздних глав манги и разнообразных дополнительных материалов. Таким образом город практически сразу становится живым и насыщенным, в то время как манге на это потребовалось гораздо больше времени.

    Анимешное Кабуки-тё даже чем-то напоминает Камуро-тё из игровой франшизы Yakuza (оба произведения черпают вдохновение из реального района Токио). Это яркий и во многом неоднородный район, где разворачиваются абсолютно безумные истории. И запоминается он в первую очередь благодаря тому, что живут здесь исключительно странные, но по-своему приземлённые люди. Они просто изо дня в день пытаются выжить и не потерять то, что им дорого.

    8c6795f9-5bf3-5800-bc0a-1a4518f8a0d2

    Отлично дополняет настроение города саундтрек от композитора под псевдонимом Audio Highs. В зависимости от ситуаций мелодии могут быть заводными, печальными или помпезными. Но по большей части они, конечно же, забавные, дурацкие, а порой и откровенно странные, под стать основному произведению. И что самое главное, даже за сотни эпизодов и бесконечное количество повторений они не приедаются и не надоедают.

    Настолько же сильно аниме повезло и с опенингами: ни одного неудачного, и каждый по-своему настраивает зрителя на просмотр. Особенно это удаётся группам DOES и Spyair, которые подарили сериалу не одну композицию.

    Но самым успешным решением создателей аниме стало общение со зрителями. Оригинальная манга порой ломала четвёртую стену и отсылалась к другим произведениям, но делала это очень аккуратно и ненавязчиво. Гораздо более зубастым и желчным автор был в послесловиях к томам-танкобонам, которые покупали далеко не все читатели. Там он позволял себе рассказывать о тяжёлой жизни мангаки, жаловаться на злых редакторов Shueisha, издеваться над читателями в Q&A и откровенно дурачиться.

    Аниме же вывело эти моменты на первый план. Здесь после титров добавили лучшие фрагменты из Q&A, а в эпизоды вставили скетчи с мангакой. Но главное, сами герои начали обращаться к зрителям с просьбами и объяснениями. Они постоянно комментировали роли актёров озвучки в других сериалах, обижались на слишком малое количество строк в сценарии, боялись, что аниме снимут с прайм-тайм слота на телевидении, и требовали увеличить бюджет.

    Создатели взяли фишку оригинала и выкрутили её на максимум. Когда материала в манге не хватало на полноценный эпизод, зрителя просили просто пару минут посмотреть на статичный фон. Да и вообще со зрителем говорили открыто и честно, пусть и приправляли это общение здоровой долей юмора. Когда сериал практически догнал выходящие главы манги, герои так прямо и сказали: «Теперь нам придётся придумывать способы тянуть время, например, как мы делаем это прямо сейчас».

    b155aa26-aaeb-5295-b04c-5fd56935e67f

    Но однообразный слом четвёртой стены рано или поздно надоедает, поэтому аниме старательно пытается завлечь зрителя в эту игру. Превью следующего эпизода может обещать экранизировать любимую арку фанатов, но там их встретят заявлением: «Неужели вы поверили? Вообще-то у нас перерыв на полгода, а там посмотрим».

    И подобные подвохи стали визитной карточкой «Гинтамы». На Blu-ray издании герои-парни могут быть изображены в откровенных позах, чтобы порадовать фанаток. В самом аниме подобных сцен не было, но какая разница?

    1bf751c9-fa48-5a32-ae27-74ee0b6f9309

    Причём порой шутки даже становились правдой. Как в случае, когда зрителям пообещали полнометражное аниме и тут же объяснили это несмешной шуткой. А спустя год аниме уже представили всерьёз, предварительно дав ещё больше поводов для сомнений. Таким образом каждое шуточное заявление вызывает определённую долю скепсиса: что если они не шутят, и аниме действительно превратится в историю о становлении короля супер-саянов в Сообществе душ?

    564b2856-2cce-56fb-9583-57132797b2d8

    Аниме во многом сформировало «Гинтаму» такой, какой её многие любят. Первые 200-250 эпизодов вызвали огромный рост популярности оригинала и остаются примером почти идеальной адаптации (что с аниме случилось потом, распишем немного дальше). А вместе с ростом популярности начало расти ещё кое-что.

    Большие стальные шары «Гинтамы»

    6c3dd001-6e6f-5787-b8a0-1d2c36702ded

    Манга «Гинтама» никогда особо не стеснялась пошлостей и приземлённых моментов. Саката Гинтоки постоянно ковырялся в носу, а во времена сражений мог пообещать врагу помочиться на его труп. Да и Кагура была далеко не принцессой: она жевала дешёвые закуски, грубила старшим, дралась с парнями. Возможно, она стала первой девушкой, которая блевала на страницах «Джампа» (но далеко не последней, кто делал это в «Гинтаме»).

    Вместе с тем, это всё ещё была манга в журнале для подростков, поэтому подобные моменты попадались относительно нечасто, а шутки для взрослых обычно прикрывали или описывали фигурально.

    Цитата

    Как ты можешь называть себя человеком?! Ведь твоя мать — полная *****!

    Тэракадо Цу
    айдол, любит зацензуренные слова

    Но с выходом аниме количество шуток ниже пояса начало стремительно расти. До конца непонятно, какую именно роль здесь сыграло аниме. Сам мангака говорил, что быстро бросил просмотр и только изредка видел сериал по телевизору.

    Со стороной производства он тоже не особо взаимодействовал — раз в год они напивались вдрызг на годовщине аниме, но не более того. По словам Хидэаки, на первой встрече он разузнал у авторов их любимые ночные заведения и жанры видео для взрослых и остался доволен: «Гинтама» была в руках настоящих извращенцев.

    b40ce1d9-16f4-5124-a7d2-8636f610bdbd

    Горилла любил подшучивать, что после выхода аниме ему захотелось придумать как можно больше пошлых шуток — ведь сэйю их придётся читать вслух. Другой рабочий вариант — автор решил, что раз даже с такими пошлостями аниме пустили на телевидение, ему бояться больше нечего. Также смелости могли придавать стремительно растущие тиражи манги.

    Сразу за выходом аниме последовала глава манги, где половина шуток была о членах, а герои перебрасывались зацензуренным фаллосом. И это было только начало. Складывалось впечатление, что у автора абсолютно исчез самоконтроль, и он решил вылить всю свою пошлость на страницы подросткового журнала. Горилла любил повторять, что в любой непонятной ситуации вставляет пошлую шутку. А непонятных ситуаций в манге становилось только больше и больше.

    ed2525a5-21f5-52c7-b0b0-532911d8db0c

    Манга уверенно поднималась по ступеням игры на грани, целые главы могли быть посвящены походу в туалет. Причём изворотливый Горилла выстраивал всё абсолютно невероятными способами. Он даже умудрялся раскрывать характеры героев и их взаимоотношения через сортирный юмор.

    Например, четыре воина из противоборствующих войск застряли в соседних кабинках общественного туалета. Но вот незадача — вокруг нет ни клочка туалетной бумаги, есть только наждачная. Вместе с тем, у каждого воина при себе есть что-то очень дорогое сердцу: фотография любимого человека, свиток с древними боевыми техниками, первая за долгое время зарплата.

    Это перерождается в жаркую битву умов, где каждый пытается подтолкнуть врага к глубоким размышлениям и необдуманным шагам. Ведь с одной стороны, наждачная бумага — всё ещё бумага. Но с другой, она явно предназначена для других целей. А если воин пожертвует чем-то дорогим сердцу, как он может оставаться воином?

    Но порой манга переходила все возможные грани приличия и здравого смысла. Одна абсурдная ситуация тянула за собой другую, ещё более абсурдную. И в итоге всё приходило к тем, скажем так, необычным картинкам, по которым «Гинтаму» узнают даже не знакомые с оригиналом люди.

    Причём даже с объяснением контекста происходящее не обязательно становится более понятным. Вот узнаете вы, что на скриншоте изображена половина души главного героя, которая попала в задницу мёртвой кошки. От этого факта многое прояснилось?

    05be9b3e-29ba-5945-a68f-9e8a30c53bfa

    А здесь изображены моллюски, которые рассыпались в грузовике. Среди них могло затеряться мужское достоинство мёртвого хозяина закусочной, но это не точно.

    99d03fe9-0f11-5910-bff1-5843a4abe1e7

    Ну а любые попытки вкратце объяснить, кто именно изображён здесь, обречены на провал. Всё не так просто, как может показаться на первый взгляд, честное слово.

    1a8011ca-6731-5dad-908e-e270185eed9e

    Порой начинает казаться, что даже автор не до конца понимает, о чём именно он пишет. Читателям же остаётся только издавать нечленораздельные звуки, которые находятся где-то между заливным смехом и паническими всхлипами. В такие моменты «Гинтама» сияет ярче всего, но вместе с тем толково рассказать, в чём суть, практически невозможно. Можно только самому всё посмотреть и прочувствовать.

    Не все разделяли подобный восторг по поводу не очень приличного контента. Фанаты даже начали переживать, не закроют ли мангу по жалобе Родительской Ассоциации Японии или ещё кого-то.

    Мангака решил успокоить поклонников и выпустить главу-объяснение. В ней взаимодействие с обеспокоенным организациями сравнивается с тем, как подростки прячут эротику у себя в комнате. Вывод в финале был прост: если ты превратишь свою комнату в BDSM-данжен, пару томиков To Love-Ru там точно не заметят.

    cc61cdae-4ea4-56df-9657-416cfbc2eab2

    В чём автор явно брал пример с аниме, так это в количестве отсылок и пародий. Если поначалу пародии ограничивались мангой из «Джампа» и культовыми произведениями, то с годами они ставали всё более многосторонними. Отсылки были даже на телевизионные программы и ведущих, игры, иностранных звёзд и даже сериалы 70-х, с которыми целевая аудитория едва ли была знакома.

    Особенно тяжело в этом плане пришлось иностранным фанатам, потому что они-то уж точно не могут узнать все отсылки. Так, манга порой может становиться похожей на викторину по миру японского телевидения и массовой культуры, ведь даже имена героев в большинстве своём отсылают к реальным историческим деятелям. Чтобы сгладить эту ситуацию, во многих фанатских и профессиональных переводах делают специальные сноски, но даже они не передают полную картину.

    В Японии не существует закона, который разрешал бы пародии, поэтому за любое нарушение авторских прав вполне можно оказаться в суде. Так что постоянно приходилось прощупывать почву и становиться понемногу наглее. Например, сначала поклоны в сторону «Звёздных Войн» ограничивались небольшими отсылками к световым мечам и Татуину. За этим не последовало никакой реакции, поэтому дальше можно было вводить в сюжет воина Оби Вана с лазерным мечом и зелёным учителем-коротышкой.

    «Гинтама» даже могла быть местом для кроссоверов между разными франшизами. Так, в арке о космических сражениях столкнулись «Звёздные войны» и Gundam, мехи и Звезда Смерти. В кульминации битвы основной атакой стал женский оргазм, что должно было прийтись по вкусу творцу меха-франшизы Ёсиюки Томино.

    В своём желании поиздеваться надо всем и всеми, Горилла даже взял под прицел главного ворчливого деда аниме-индустрии — Хаяо Миядзаки. Сначала это был крохотный фрагмент с фильмом «Мой сосед Пэдоро» о толстом мужике в трусах, который очень дружит с детьми. Не факт, что это была отсылка к «Тоторо», и на неё Миядзаки не отреагировал.

    Дальше был целая глава о новом соседе главных героев — страшном, но добром инопланетянине Хэдоро. Она тоже осталась без внимания. Мангака попытался наконец-то обратить на себя внимание и посвятил обширный диалог манги «Небесному замку Лапута», который также остался без ответа.

    Дальше автор упомянул свои кивки в сторону режиссёра в небольшом послесловии, после чего вывалил опус магнум: главу о дневнике летних наблюдений. В ней мальчик на летних каникулах пытался смотреть в небо на замок Лапута, но перед глазами у него постоянно появлялись женские трусики. На этом одностороннее противостояние мангаки с мэтром японской анимации завершилось.

    bac4ffd1-222f-5a91-b39e-769402b7d566

    Одними художественными произведениями Горилла не ограничился. Перед женитьбой редактора Ониси другой редактор предложил мангаке вставить небольшой фрагмент со свадьбой в качестве подарка. Причём предложил это со словами: «Всё равно в твоей манге может происходить всякая чушь», — что очень сильно задело автора. По крайней мере, сам мангака описывает ситуацию именно так.

    Свадебный подарок в манге не состоялся, но через полгода в там всё же появился редактор. По сюжету главы жалкий неудачник Кониси должен заниматься увядающей мангой «Гинтамэн». На работе его постоянно пилят за пошлые шутки в манге, даже избивают и раздевают догола. Ну а Горилла-автор едва ли годится на роль нормального воспитанника, который прислушивается к чужим советам.

    Спустя несколько месяцев Ониси из реального мира отправился редактировать One Piece, ну а мангака продолжил песочить уже следующих своих редакторов не только в послесловиях, но и на страницах самой манги. С тех пор о свадебных подарках на страницах манги автора больше никто не просил.

    267b85db-b780-5ec5-944b-b540afe86153

    И всё же однажды заигрывания с реальным миром обернулись проблемами для «Гинтамы». Правда не для мангаки, а для создателей аниме. В одном из эпизодов арки «Рэнхо» высмеивается причёска одноимённой политической деятельницы. Без каких-либо предупреждений эпизод сняли с показа на телеканале TV Tokyo за «клеветническое изображение персонажа, связанного с конкретным лицом или лицами».

    Впоследствии представители Рэнхо отрицали какие-либо требования снять аниме с показа, а сам телеканал никак не прокомментировал решение. На дисках этот эпизод выпустили, но прикрыли изображения политической деятельницы чёрной полосой, что сделало ситуацию только забавней.

    Цитата

    webp

    webp

    webp

    webp

    После неловкой ситуации создатели аниме поняли, что с подобными вещами нужно быть осторожней и не стоит злить реальных людей. Точнее сказать, какие-то студии возможно что-то поняли. Если ещё точнее, к подобным выводам пришёл бы вообще кто угодно, кроме создателей «Гинтамы». Они же только сильнее ударились в пародии.

    Когда аниме после длительного перерыва продлили на новый сезон, первый эпизод начинался с «извинений» главного героя за долгое отсутствие. Эта сцена копировала слёзные извинения чиновника, пойманного на растрате государственных средств.

    Цитата

    webp

    webp

    Как мангака, так и создатели аниме неоднократно повторяли свой девиз: «Простите пожалуйста, но ничего менять мы не планируем». Он касался как разочарованных ходом сюжета читателей, так и разных возмущённых групп граждан. И всё своё существование манга и аниме старательно следовали этому принципу. Каким-то чудом «Гинтама» толком не пострадала от многочисленных нападок, хотя все шансы на это были.

    Но пошлые шутки, пародии, слом чётвёртой стены и постоянные отсылки к реальности — это лишь одна сторона «Гинтамы». Самое время поговорить о второй.

    Стоп, здесь есть основной сюжет?!

    ce43cf91-8fbb-5a47-8b90-1fdb32c26f91

    Изначально «Гинтама» задумывалась как эпизодическая манга с горизонтальной историей. Автор не хотел превращать её в комедию о повседневности вроде «Садзаэ-сан» и планировал закончить на 30-м томе. Жизнь сложилась немного иначе, и 77-томную «Гинтаму» многие любят как раз за случайные комедийные эпизоды, которые не обязательно что-то привносят в основную историю.

    Но от своих планов о цельном сюжете мангака никогда не отказывался. Он неспешно давал предысторию ключевым героям и расставлял всех действующих лиц на своих местах. Началом полноценного сюжета «Гинтамы» принято считать арку «Бэнидзакура» (89-98 главы манги или 58-62 эпизоды аниме). Серьёзные моменты в «Гинтаме» появлялись и до этого, но именно отсюда начинается история трёх учеников, которая получит развязку только в самом конце.

    ca1dd8f8-1633-5b71-837e-354ed918387e

    По сюжету арки, Кацура, близкий друг Гинтоки, исчез. В этом как-то замешан смертельно опасный меч бэнидзакура. Чтобы вернуть старого друга, Гинтоки придётся вспомнить прошлое и не раз рискнуть собственной жизнью. В этой арке переходит на новый уровень конфликт с эпизодическим злодеем Такасуги, который становится одним из ключевых персонажей.

    Нам показывают военное время и то, как оно изменило трёх друзей, принадлежавших одной школе. После поражения и смерти учителя, каждый из них пошёл по своему пути. Гинтоки решил не зацикливаться на прошлом и защищать своих близких. Для него не столько важны идеи государства и независимости, сколько более осязаемые и простые вещи. Кацура же пошёл по пути протеста, он желает свергнуть нынешнего сёгуна и возобновить былую независимость.

    Ну а Такасуги просто хочет сжечь дотла мир, который позволил его учителю умереть. Ради этого он готов связываться даже с самыми гнусными злодеями. Такасуги будет неоднократно появляться в других сюжетных арках. Бывший самурай и нынешний злодей играет роль серого кардинала и собирает временных союзников, которые готовы в любой момент предать друг друга ради достижения собственных целей.

    827e9540-b5e3-532c-9a0d-52c64a3a874c

    В этой арке автор впервые демонстрирует приём, который неоднократно будет использовать впредь. Он берёт ряд второстепенных персонажей, добавляет им более глубокую предысторию и сталкивает между собой. Причём делает это довольно умело. Даже не до конца понятно, планировалась история такой ещё с первого появления героев или же она придумана на ходу.

    История смертельно опасного меча получилась очень удачной и сразу понравилась читателям. Неспроста именно ей посвящена первая аниме-полнометражка и относительно неплохой лайв-экшен фильм. Порой её даже рекомендуют для просмотра новичкам, но им всё же не хватит контекста для полного понимания сюжета.

    f5345926-0390-56c6-9791-03bbfc28182e

    В дальнейшем мангака изредка возвращался к основному конфликту в небольших арках размером с десяток глав. Он попытался выстроить систему разных организаций, которые состоят в сложных взаимоотношениях. Со временем даже пришлось рисовать фанатам таблицы с тем, кто играет какую роль в истории.

    Запутавшихся читателей можно понять, ведь даже антагонисты по сюжету не обязательно союзничают друг с другом, — а «злодейских» организаций за всю историю было немало. Это и пираты Харусамэ, от которых откололся седьмой отряд, и экстремисты Кихэйтай под предводительством Такасуги, и инопланетная секта Тэндо, и отряд убийц Нараку, и элитные полицейские Мимаваригуми и наверняка мы ещё кого-то забыли.

    53d2b699-a358-500e-84fe-95568174707a

    Одним словом, у автора был масштабный замысел, который он планомерно раскрывал среди всей общей похабщины. Как раз в юморе крылся козырь, недоступный многим другим длинным сёнэнам. Будто маятник, манга качалась от серьёзности к абсурду и обратно. Даже самая трагичная арка могла начаться с абсолютно бредовой сцены, а масштабные бои прерывались на обсуждения еженедельных журналов.

    Благодаря юмору герои быстро становятся родными, а потом, много глав спустя, им можно дать слезливую предысторию. Взять того же сёгуна, главу государства. У него трагическая судьба — он выступает марионеткой, от его имени страной управляют инопланетные поработители. Это символ былой славы, которая давно исчезла.

    e751797b-497b-569e-9efb-bb269795827b

    Но в такой ли роли он впервые предстаёт перед зрителями? Нет, конечно. Первое знакомство с «кукольным правителем» происходит в кабаре, где тот проиграл в игре на раздевание и должен голышом бежать через весь город. До первых серьёзных арок с ним читателям придётся ждать сотни глав. А тем временем невезучий «Сё-тян» будет попадать во всё более абсурдные ситуации.

    Даже вне основного сюжета в манге достаточно серьёзных арок. Сами по себе они не особо уникальные. Это привычные истории о любви на расстоянии, ошибках прошлого, несбывшихся мечтах и разрушенных судьбах. Причём некоторые из них даже повторяются. «У героя из ниоткуда появляется друг из прошлого. Оказывается, он перешёл на сторону зла. В конце друг раскаивается и умирает» — под такое описание могут подойти сразу несколько арок.

    3813e4a2-f536-54a0-815a-1ce0358576c1

    Но сила мангаки как рассказчика в том, что он отлично знаком с привычными сюжетами сёнэнов как таковых и манги из «Джампа» в частности. Вместе с тем, у автора нет никаких причин затягивать историю, ведь в первую очередь это эпизодическая комедия.

    В результате из-под его пера выходят эмоционально сильные и лаконичные истории, которым могут позавидовать многие коллеги. Будто демонстрируя то, что сердце можно найти где угодно, мангака умудряется заставить читателя переживать даже за судьбу инопланетного захватчика в теле собаки или сломанного автомата по продаже сигарет.

    157f8f97-faf6-58f0-bcf3-3d29aa13e854

    Ну а в случае неудачи, читателям не приходится годами мучиться с неинтересной аркой в надежде на лучшее. Ведь всего через пару глав слабая история закончится, и начнётся новая.

    И даже через исключительно юмористические фрагменты «Гинтама» порой рассказывает далеко не самые весёлые истории. Лучше всего этот момент иллюстрирует непростая жизнь Хасэгавы Тайзо.

    80530c6d-6436-577c-bdaa-5ef427912c09

    В самом начале он работал на государство и обслуживал иностранных туристов. Работа была далеко не самой приятной, но плата того стоила. Но вот однажды Хасэгава взглянул на свою работу со стороны и решил последовать примеру «Ёродзуи» — послать безжалостное начальство к чёрту. Вместо слов одобрения он слышит от них только: «Ты что, совсем дурак? Тебя же за такое уволят». И случается именно так.

    Дальше его жизнь идёт под откос. Мужчине под сорок едва ли просто найти новую работу, да и старую собаку новым фокусам научить трудно. Каждый раз, когда он встречается зрителям, Хасэгава спускается всё ниже по социальной лестнице. От него уходит жена, а сам он кочует от одной низкооплачиваемой подработки к другой. Даже по имени его почти никто не зовёт. Теперь он Ма.Да.О. — сокращение каждый расшифровывает по разному, но по смыслу оно всегда сводится к «бесполезному старику».

    32aea6b4-8526-512a-9f94-287c4f17e111

    Мадао моментально просаживает заработанные деньги на алкоголь и игровые автоматы, со временем ему становится негде жить. Попытка перекантоваться пару дней в парке постепенно перерастает в стиль жизни. Он всё ещё храбрится и говорит, что судьбу можно повернуть в новое русло, но едва ли сам верит в свои слова. Причём началом всего падения было то, что он впервые в жизни решил поступить по зову сердца.

    Вместе с тем, в самой «Гинтаме» Мадао выступает в качестве повода для шуток. Он видит себя в образе трагического героя, для всех остальных же он — жалкий неудачник, который не способен постоять за себя. Ведь сколько бы Хасэгава ни рассказывал о решении бросить вызов судьбе, в реальности он моментально отступает и сдаётся. Мадао никогда не способен закончить начатое, сколько бы раз ему ни выпадал шанс.

    89f1fb38-9f01-536b-a554-8f031719d3e0

    И всё же есть в этом жалком неудачнике что-то такое, что вызывает если не симпатию, то сопереживание и сочувствие. Однажды авторы аниме пошутили и создали трейлер аниме о Мадао. И долгие годы фанаты надеялись: «А может это не шутка? Может Мадао наконец-то расцветёт?»

    Так «Гинтама» лавировала между сочувствием и насмешкой, цельной историей и случайными приключениями, серьёзными драмами и сиюминутными шутками. По крайней мере, так было до определённого момента.

    Всему однажды приходит конец: твоим родителям, молодости, твоей комнате, нарядным рубашкам, мне, тебе и даже «Гинтаме»

    Финал важен практически для любой истории, и даже для «Гинтамы» это не исключение. Постараемся избежать больших спойлеров, но без обсуждения финала этот текст будет неполным.

    Конец «Гинтамы» в манге

    8ed573ff-458a-58b4-80e7-1efe6868e60c

    После десяти лет публикации редакция Weekly Shonen Jump пришла к решению, что «Гинтаме» стоит уйти на покой. Манга уже прошла свой пик продаж, сюжетная часть зашла достаточно далеко, пора сворачиваться. Особой спешки не было — манга всё ещё была достаточно популярной, но вопрос о возможном конце поднимался всё чаще.

    Горилла-автор с такими рассуждениями в целом был согласен и начал приводить в порядок дела. Перед финальным рывком он решил выдать ряд историй со своими любимыми героями, потому что потом такой возможности могло и не быть. И, наконец, добрался до поворотной точки в манге — арки «Убийство сёгуна». По сюжету неизвестные силы совершают неудачную попытку убийства сёгуна, и тот должен отправиться в бегство.

    Помочь ему пытаються верные бойцы Синсэнгуми и, конечно же, ребята из Ёродзуи. С другой стороны собираются практически все силы противников под предводительством Такасуги. Ну а инопланетные правители следят за исходом битвы и строят свои собственные планы.

    0e28e2f2-5042-5734-b633-010df9463287

    Очень быстро становится понятно: манга больше никогда не будет прежней. Вне зависимости от того, удастся ли спасти сёгуна, баланс сил нарушен навсегда, и героев ждёт затяжная борьба. От пошлых шуток автор переходит в гораздо более серьёзное русло и выдаёт одну из лучших сюжетных арок «Гинтамы». Причём делает он это всего за 23 главы, самую мелочь для долгоиграющего сёнэна, но рекорд по длине для «Гинтамы». По крайней мере на тот момент.

    Ну а дальше происходит то, что случается с огромным количеством продолжительных произведений. Автор попросту не может его закончить. Вместо того, чтобы развязать предыдущие конфликты, автор создаёт всё новые, а на позиции «главного злодея» Такасуги смещает бессмертный Уцуро. Во избежание спойлеров не будем закапываться в предысторию нового злодея, просто скажем, что отныне он занимает ключевое место в повествовании.

    208166c4-37dd-57f2-999a-3f860bf2194f

    «Гинтама» стала в первую очередь боевым сёнэном, и только во вторую — комедией. Подобные перемены случались и раньше, но обычно читателям стоило подождать всего десяток глав для возвращения к обыденности. Здесь же времени для передышки практически не находится. Далеко не всем такой подход понравился, и в обсуждениях на форумах всё чаще начали появляться сообщения о том, что читатели бросают мангу от скуки.

    Насколько это сказалось на продажах, определить трудно — к началу финального рывка манга и так перестала входить в Топ-10 годовых продаж. Но давление на автора со стороны редакторов постепенно усиливалось. Вместе с тем, Горилла только вошёл во вкус. Каждая арка становилась всё длиннее предыдущей, а шуток в них становилось всё меньше. И это приводит к противоречивым мыслям.

    С одной стороны, как боевой сёнэн манга вполне могла посоревноваться со своими современниками. За исключением нескольких моментов, повествование не провисает, бои выглядят впечатляюще, а эмоциональные моменты бьют в цель. Автор явно старается дать фанатам самую эпичную развязку, на какую он только способен.

    595e3e16-93b4-53af-9a12-b9f654c9a904

    С другой стороны, далеко не всем читателям эта развязка была нужна. Особенно не в формате масштабных сражений на сотни глав. Для многих «Гинтама» была комедией с душой, но в первую очередь всё же комедией. Автор загнал себя в ситуацию, где его собственное видение идёт вразрез со значительной частью фанбазы. Да и намёки редакции о том, что пора бы закругляться, становились всё более непрозрачными.

    Укрываясь от прицельного огня со всех сторон, автор начал последнюю арку «Серебряная душа», и вскоре объявил, что финал уже совсем близко. Правда после новостей в газетах и на телевидении он написал в очередном томе манги: «Меня редакторы заставили это сказать, манга пока заканчиваться не будет». В общем, Горилла был окружён, но не сломлен.

    В «Серебряной душе» явно видна попытка понравиться сразу всем. С одной стороны это огромная обстоятельная арка с новыми фракциями злодеев, эпическими боями и слезливой развязкой. Тут нашлось место даже традиционным для сёнэнов таймскипу и эпилогу. С другой же стороны, вернулась та самая абсурдная «Гинтама». Здесь снова работает комбинирование серьёзного и комического, причём перевес значительную часть времени идёт как раз в сторону шуток.

    Серьёзные переговоры о судьбе планеты может вести посланец, который страдает от диареи. Он обещает всем окружающим «плачевные последствия», если переговоры не разрешатся достаточно быстро. Или тяжкая судьба инопланетного принца может быть прямо связана с длиной его «антенны». Автор явно пытался угодить фанатам и доставить им напоследок те самые впечатления.

    b5ad951a-9df5-59e8-ad5d-102e022fc119

    По этой же причине вернулись обратно практически все герои, так любимые читателями, пускай и на пару страниц. «Серебряная душа» должна была стать бенефисом всего, за что любят «Гинтаму». Такой финальный залп, после которого наконец можно завершить всю историю.

    А конец был близок, редакция уже всё согласовала. Финал истории был запланирован на полгода вперёд, дата была утверждена, и публика была готова попрощаться с родной мангой. 15 сентября 2018 года публикация «Гинтамы» в Weekly Shonen Jump подошла к концу. Осталась одна крохотная проблема: манга даже близко не закончилась.

    dbe28387-adf8-59f7-9473-385f4db3f7f1

    Для понимания того, как это произошло, стоит вернуться к творческому процессу мангаки. Всю свою карьеру Хидэаки Сорати был головной болью для редакторов. Горилла стабильно срывал дедлайны по выпуску манги на 13-16 часов, из-за чего рукописи приходилось забирать поздней ночью. Он даже однажды пошутил: «Мой редактор женился. Мне будет стыдно заставлять женатого человека забирать главу в три часа ночи. Теперь она будет готова ближе к двум».

    Сам процесс написания строился по такому же принципу. Горилла мог долго соглашаться с предложениями редактора по сюжету манги, а потом просто проигнорировать весь разговор и сделать по-своему. Он даже был единственным автором, кто не сдаёт заранее текстовый вариант глав, потому что переписывает диалоги до последней минуты. В результате редактору приходилось вылавливать особую похабщину и нарушения авторских прав прямо перед публикацией.

    Подобное пренебрежение правилами было фишкой «Гинтамы», но оно же доставляло массу неприятностей окружающим. Практически каждая переписка с редактором начиналась со слов «извини пожалуйста, но…». Учитывая, как часто повторялась эта мантра, вряд ли её автор верил своим словам. В любом случае, к финалу Горилла подошёл в своём стиле и явно не успевал завершить мангу.

    dae72cb2-c1d1-5c8f-96c8-999cabc5a2a8

    Редактор принял ситуацию с пониманием и сделал предложение: манга закончится в Weekly Shonen Jump, а эпилог выйдет в другом журнале. Это был опрометчивый шаг, потому что от продления дедлайна мангака только сильнее расслабился. В итоге, вместо финала манги, читатели «Джампа» получили свадьбу горилл, которая едва ли была связана с основным сюжетом.

    После этого мангу переместили в журнал Akamaru Jump и передали новому редактору. Читателям пообещали завершить историю за три большие главы. Новые главы получились эпичными и вышли без проволочек. Осталась одна небольшая проблема: манга так и не закончилась.

    Издательству пришлось в срочном порядке искать новый способ публикации. Выбор пал на создание приложения для мобильного: таким образом для автора не придётся искать место в журнале, когда он в очередной раз не закончит мангу в срок. У автора на этот счёт было несколько другое мнение:

    Цитата

    Такой сволочи, как я, нельзя публиковаться в интернете.

    Горилла
    горилла

    Несмотря на всю свою лень и желание раз за разом дописывать шутки, мангака всё же каким-то чудом успевал сдавать главы для публикации. Да, он срывал дедлайны, но в печать манга обязательно уходила. Однако интернет работает немного иначе. Если ты опаздываешь с главой, можно просто опубликовать на день позже. А если в главе получилось больше страниц, чем предполагалось, ты не ограничен печатным местом в физическом журнале.

    Такая свобода расковывает, и заставить себя сдать всё в срок бывает очень трудно. Выход глав начал затягиваться, а их объёмы — расти. В конечном результате выход финального тома пришлось переносить несколько раз, а его объём составил 366 страниц вместо привычных 180-200.

    До самого конца Горилла был верен себе. Когда все прошлые редакторы по старой традиции журнала зашли вместе забирать рукописи последней главы, автор их не пустил в дом: манга ещё не была готова. В итоге редакторам пришлось ждать в соседнем кафе до позднего вечера. И всё же они были рады тому, что эта история достигла своего конца.

    15b3c703-8bdb-5614-9db4-891ea4d36caf

    Несмотря на все обманы ожиданий и переносы, манга «Гинтама» завершилась так, как хотелось автору. Он подарил читателям достойный, пусть и задержавшийся финал. Оставалось достаться того же от аниме.

    Конец «Гинтамы» в аниме

    d799cdec-8673-58d7-8b06-9f9f04cd4d5e

    После успешного начала продаж манга «Гинтама» никогда не была под риском закрытия. За исключением непредвиденных проблем вроде болезни автора или ссоры с издательством, эту историю обязательно довели бы до конца. Того же самого нельзя сказать об аниме.

    После триумфального старта в прайм-тайм японского телевидения, аниме с годами теряло свою популярность. Его переносили на всё более и более поздний таймслот, перерывы между сезонами становилось всё длиннее, а сами сезоны всё короче. Единственное, что держало аниме на плаву — это любовь хардкорных фанатов.

    Для долгоиграющей комедии у «Гинтамы» были удивительно высокие продажи на носителях. Диски в Японии обычно стоят очень дорого и их покупают только самые преданные фанаты. А таких у аниме оказалось немало. Авторы со своей стороны только подогревали интерес аудитории мемом о скором конце.

    e1a839e8-4f30-5e83-bd03-a5cd169533e9

    Как раз из аниме пошли постоянные шутки о том, что «Гинтама» скоро закончится. Герои обсуждали низкие рейтинги, письма возмущённых зрителей и непотребство, которое нельзя показывать по телевизору. Но в каждой шутке есть доля правды, и продлевать аниме на новый сезон становилось всё труднее. Создатели аниме даже попросили мангаку написать сценарий для финального фильма с альтернативной концовкой.

    328f7dc5-1e70-531c-8c74-f760d9872f56

    Сам фильм, конечно же, оказался большой шуткой, и спустя время аниме вернулось на новый сезон. И всё же ситуация несколько изменилась. Среди фанатов очень популярна теория о том, как «Гинтаму» якобы передали от студии Sunrise к менее талантливым BNPictures, что значительно испортило качество сериала. Как отлично расписывает в своём разборе Sakuga Brazil, это обычное недопонимание.

    На самом деле компания Bandai Namco провела реструктуризацию и перенесла часть студии Sunrise под новый бренд BNP Studio. По факту над «Гинтамой» продолжили работать люди ровно в том же помещении. Создатели аниме юморили, что «аниме отдали непонятно кому», чем ещё сильнее запутали зрителей.

    812fdea0-6d00-578b-8d3b-100aefbcf663

    Но изменения в творческом процессе действительно произошли, причём существенные. Просто причина у них была иная. Во-первых, снова сменился главный режиссёр. В первый раз замена произошла практически незаметно: на смену Такамацу Синдзи пришёл Фудзита Ёити, а сам Такамацу ещё долго оставался консультантом. Но вот вторая перестановка была более существенной.

    Должность режиссёра заняла Мияваки Тидзуру. Она была аниматором ещё в первых эпизодах «Гинтамы» и постепенно доросла до высокой позиции, так что чужой для проекта её не назвать. Вместе с тем, на новой должности она привнесла часть своего собственного стиля. Немного поменялся вид города, стиль показа флешбеков, комедийный тайминг и прочие мелкие детали. Ничего такого, что сразу бы бросалось в глаза, но постепенно возникает ощущение, будто старый сериал начал выглядеть как-то по-новому.

    Только усиливает это ощущение изменённый дизайн персонажей. Такэути Синдзи упростил дизайн героев в подготовке к финальному рывку аниме. В последних сюжетных арках много длительных боёв, и такие изменения были просто необходимы. Но главный удар по производству сделал давно известный злодей: кадровый голод аниме-индустрии.

    b9193126-880f-5f17-a767-4b108116e30b

    «Гинтама» никогда не была приоритетным проектом. Создатели постоянно жаловались на маленький бюджет и даже шутили, что создают сериал, который последним перейдёт из формата 4x3 в 16x19. С годами ситуация не становилась лучше: старые работники получали повышение и уходили на новые проекты, а новички не успевали их заменить. Соответственно, качество аниме начало постепенно падать.

    Но тут появилась «секретная информация» от издательства Shueisha: совсем скоро манга закончится. Как мы знаем из предыдущего раздела, это сообщение было далёким от правды, но создатели аниме о подвохе не подозревали. Впрочем, сами виноваты: кто же верит басням Гориллы.

    Началась полномасштабная подготовка к финалу. Было принято решение вырезать ряд комедийных сюжетов, чтобы побыстрее догнать мангу и закончить оба варианта истории одновременно. Более того, собрали команду старых и новых аниматоров, которые должны были провести мангу как следует. И стоит отдать аниматорам должное: ключевые бои в арке «Убийство сёгуна» выглядят достойно. Особенно долгожданный бой Такасуги против Гинтоки.

    Долгими годами зрителям обещали показать эту развязку, даже до того, как она была написана в манге. Этот час настал. Но дальше создателей ждало жестокое разочарование: манга даже не собиралась заканчиваться. Из состава посыпались аниматоры, потому что они надеялись сделать финальный рывок, а не тянуть проект до бесконечности.

    Сами планы по выходу аниме пришлось неоднократно перестраивать. Раз за разом создатели обращались к редактору, и тот всё повторял, что до конца манги осталось «совсем чуть-чуть». В конце концов пришлось экранизировать вырезанные комедийные главы, которые по хронологии событий происходили гораздо раньше. Даже в таком формате аниме догнало мангу и завершилось ничем.

    6b1912f2-1be9-5908-a39e-a826e4a8caad

    В аниме-студии было принято решение со временем экранизировать остаток манги в формате полнометражного фильма. А если что-то не поместится, его можно показать в формате «спешла».

    После конца манги началась работа над фильмом. Для него вернулся ряд старых аниматоров и режиссёр Ёити Фудзита. Создатели постарались привлечь как можно больше талантливых людей изо всей индустрии. Финал должен был стать лучшим, что выходило в этой франшизе.

    И студия выложилась на полную, так красочно «Гинтама» ещё не выглядела. Внимание уделялось даже мелким деталям. Для того же скетча в начале пригласили аниматоров аниме Dragon Ball.

    b90b30bf-7207-5cf2-8c09-37de95284b78

    Даже Горилла-автор отметился несколькими кадрами в фильме.

    Цитата

    webp

    webp

    Спустя неделю после выхода фильма Gintama: The Final, выпустили дополнительные эпизоды Gintama: Semi-Final. Они продолжают историю с момента, на котором закончился сериал, и работают как предисловие к фильму. Почему тогда «Полуфинал» вышел на неделю позже «Финала»? Это «Гинтама», пора бы привыкнуть ¯\_(ツ)_/¯.

    Фильм собрал большую кассу и отличные отзывы. Выпустить конец истории в таком формате было однозначно верным решением. Мангака даже расчувствовался от бурной реакции фанатов и написал трогательное письмо.

    Цитата

    Этот день наконец-то настал. Аниме уже не раз подсовывало фальшивые финалы, но на этот раз всё заканчивается по-настоящему. Ваши сердца к этому готовы?

    Вы можете прощаться с героями и плакать или смеяться. Надеюсь, каждый сможет пережить этот последний момент по-своему.

    А я? Скорее всего, буду плакать. Я очень жду финала и вместе с тем надеюсь, что этот день никогда не наступит. Уверен, в конце я вытру свои слёзы и скажу: «Прощайте, Синдзи, Рэй, Аска».

    Прощайте Синдзи, Рэй, Аска и все «Евангелионы». «Евангелион: 3.0+1.01: Как-то раз» выходит 23-го января. Давайте посмотрим его вместе!

    Добавить здесь толком нечего. Поздравляем!

    «Гинтама» — несовершенная, пошлая, душевная, и она уникальна в своём разнообразном безобразии.

    4435b820-5881-51e0-8667-83931868c186

    В финальном томе манги Сорати Хидэаки сказал, что завершил свою карьеру мангаки. Вполне возможно, что он в очередной раз пошутил, и нас однажды ждёт какая-нибудь «Гинтама 2». Но даже если это будет последней работой автора, фанаты ему будут всегда благодарны за долгие годы успешной борьбы против возмущённых отзывов, редакции Weekly Shonen Jump и собственной лени.

    IZMAIL
    IZMAIL PLUS
    15
    • + 1
    Категории:
    Аниме

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Присоединяйтесь к обсуждению

    Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

    Добавить комментарий...

    ×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

      Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

    ×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

    ×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

    ×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

    Комментариев нет

×
×
  • Создать...